В Украине вопрос оплаты недвижимости, приобретаемой за пределами страны, является пожалуй самым болезненным и самым основным для тех граждан Украины, которых уже не устраивает дача вблизи Днепра или в сосновом лесу недалеко от крупного мегаполиса, типа Киева, Днепропетровска или Харькова.
Тем, кто хочет иметь «дачу» в зарубежной стране, будь то Болгария, Греция, Франция или Испания, приходится сталкиваться с вопросом как перевести деньги на банковский счет продавца недвижимости в европейский банк.
В начале октября 2013 года вступило в силу Постановление № 379 Национального банка Украины, которое изменило порядок выдачи индивидуальных лицензий на совершение инвестиционных действий за рубежом, в том числе, разумеется и инвестиции в недвижимость за рубежом.
Если говорить кратко, то в Постановлении трактуется термин «инвестиция за границу», закрепляются возможные формы инвестиций, а также, что самое важное с моей точки зрения, говорится про увеличение списка документов для получения индивидуальной лицензии НБУ и непосредственно инвестирования.
Я хочу остановиться только лишь на вопросе получения индивидуальной лицензии Национального банка с целью инвестирования в недвижимость за рубежом.
Итак, чтобы получить соответствующую лицензию понадобится акт оценки рыночной стоимости объекта инвестиции, то есть объекта недвижимости, составленный уполномоченным лицом.
Постановление НБУ предусматривает, что с момента оценки недвижимости до заключения договора о покупке недвижимости должно пройти не больше 30 календарных дней.
Совершенно непонятно с практической точки зрения как будет выглядеть процедура оценки объекта недвижимости за рубежом и в какой форме должен быть представлен финальный документ — акт оценки.
Ясно, что оценка отечественных оценщиков в данном случае — просто фикция, поскольку провести оценку за рубежом будет нереально как теоретически, так и практически. Есть масса вопросов, которые с точки зрения оценки удаленно просто не решить, а кто же будет оплачивать оценщикам поездку «туда-обратно» ?
Если же речь идет о местной «зарубежной» оценке по месту нахождения недвижимости, то такой документ должен быть, как минимум, легализован и подтвержден, а зная местную украинскую специфику, потребуется ещё и документ свидетельствующий, что оценщик действительно имеет право проводить оценку и соответствует украинским представлениям об оценке, что в принципе уже нереально.
Про всё остальное на фоне вот такой вот «оценки» можно вообще забыть. Но тем не менее …
На данный момент количество пунктов перечня документов для получения индивидуальной лицензии Национального Банка Украины состоит из десяти:
соответствующее заявление;
нотариально заверенные копии договоров и документов, которые являются основанием для осуществления инвестиции за рубеж;
в случае осуществления прямой инвестиции – документы о регистрации за рубежом нерезидента, в уставной капитал которого инвестируются средства;
при осуществлении прямой инвестиции — документы о регистрации доли уставного капитала, которую планирует приобрести резидент;
выписка из Госреестра с информацией об органе доходов и сборов, в котором заявитель состоит на учете;
Копия паспорта заверенная подписью его владельца (для физлиц, не являющихся предпринимателями);
документы, подтверждающие право собственности на объект инвестиции (при осуществлении прямой инвестиции не нужны);
если сумма инвестиции превышает 10 000 евро, нужна справка с налоговой о выполнении обязательств налогоплательщика (для физических лиц), или справка о поданной декларации об имущественном состоянии и доходах;
акт оценки рыночной стоимости объекта инвестиции, составленный уполномоченным лицом не ранее, чем 30 календарных дней до заключения договора об инвестиции за рубеж;
справка заявителя с информацией и расчетами, подтверждающая, что инвестиция соответствует требованиям действующих законов Украины, заверенная подписью руководителя заявителя и оттиском его печати.
Реально у граждан Украины отобрали право покупки недвижимости за рубежом. И не только в Испании, например, но и в Молдавии…